Организация наставничества в образовательном учреждении.
В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.
Деятельность наставника – важное общественное поручение в школе. Наставником может быть работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы. Наставничество помогает обеспечить единство нравственного и трудового воспитания молодежи, успешной адаптации молодежи в школе.
Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Задачи школьного наставничества:
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень:
Федеральная целевая модель наставничества
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» https://yadi.sk/i/KTf9hZr3GZ7s0Q
Региональный уровень:
- Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
Муниципальный уровень:
Уровень ОО:
- Приказ о создании системы наставничества в МОУ Кладовицкой ООШ №131/01-10 от 19.12.2022 года;
- Положение о системе наставничества в МОУ Кладовицкой ООШ (прилоджение1 к приказу №131/01-10 от 19.12.2022 "О создании системы наставничества в МОУ Кладорвицкой ООШ";
- Дорожная карта по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников МОУ Кладовицкой ООШ (приложение 2 к приказу №131/01-10 от 19.12.2022);
- Приказ о закреплении наставнических пар/групп на 2024 год
- План работы наставника Счеснюк Н.В., Малютина О.В..
МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА «ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ»
ПУЛ НАСТАВНИКОВ МОУ КЛАДОВИЦКОЙ ООШ
ФИО |
Должность |
Образование (учебное заведение, № диплома, дата) |
Педагогический стаж (лет-месяцев-дней) на 01.01.2023г. |
Категория |
Дата аттестации на категорию |
КПК |
Счеснюк Наталья Валентиновна |
учитель нач.классов |
среднее профессиональное (Ростовский пед.колледж, МО №084580, 26.06.1997) |
25 г. 03 мес., 23 дн. |
первая «Учитель» |
24.12.2021 |
ФГОС НОО: преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этикии», 2020 Реабилитация и абилитация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью , 2022 |
Шошина Ольга Ивановна |
учитель нач. классов | высшее (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ДВС №1369136, 7.07.2001) | 27 л, 06м., 17 дн |
высшая «Учитель» |
25.12.2020 |
Наставничество в образовательной организации 2021 |
Малютина Ольга Владимировна | учитель математики | высшее (ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, ДВС № 0520121, 10.06.1997) | 22 л. 06 м. 21 дн. |
первая "Учитель" |
24.12.2021 |
Цифровая образовательная среда: Новые компетенции педагога. Маршрут 1, 2. Быстрый старт и искусственный интеллект |
Методические материалы
- Сообщество наставников Ярославской области
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Опросный лист по выявлению профессиональных затруднений педагогического работника
- Персонализированная программа наставничества
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
- Наставничество педагогических работников
- Центр непрерывного повышения педагогическго мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей https://disk.yandex.ru/i/xmeoUCuNFcdKuA