Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа

Международный день

детского телефона доверия

17 мая международный день детского телефона доверия

Дети являются самой социально незащищенной категорией населения, так как они не имеют возможности, подобно взрослым, открыто заявить о своих проблемах и получить помощь. Поэтому важным приоритетом любого государства в области защиты прав детей является создание и поддержка социальных «каналов» получения информации о детском неблагополучии. Формирование таких «каналов» рекомендовано Комитетом по правам ребенка ООН Правительству Российской Федерации.

Основное предназначение детского телефона доверия — выслушивать детей, обеспечивать поддержку детям в трудной или кризисной ситуации, оказывать экстренную психологическую помощь детям, их родителям в трудной жизненной ситуации, способствовать созданию условий для нормального личностного развития детей и подростков, осуществлять профилактику и выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Решение проблем детей зависит исключительно от активной и своевременной помощи взрослых, и в первую очередь — на государственном уровне. Следует помнить, что работа с детско-подростковыми обращениями имеет определенную специфику, отличается от работы со взрослыми, и принципы организации деятельности службы экстренной психологической помощи по телефону детям также иные.

 

В сферу деятельности служб детского телефона доверия входит:

  • Оказание экстренной психологической помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе при угрозе суицида
  • Проведение психологического консультирования ребенка и членов его семьи
  • Помощь родителям в построении позитивных детско-родительских отношений, обучение их методам конструктивного разрешения конфликтов в семье, что способствует сохранению семей
  • Выявление социального неблагополучия, случаев насилия над детьми, пренебрежения их нуждами
  • Профилактика девиантного поведения подростков
  • Организация других видов социально-психологической помощи позвонившим и информирование их о возможности получения социально-психологических услуг по месту жительства

Практика показывает, что телефон доверия является не просто службой психологической помощи, которая помогает ребенку справиться с его внутренними проблемами. Сегодня это социальный институт, который имеет отлаженную практику взаимодействия с государственными органами и учреждениями, общественными организациями в целях как защиты интересов конкретного ребенка, так и формирования системы помощи семье и детям в целом.

 

Некоторые факты из истории становления детских телефонов доверия в Российской Федерации

1989 — в Москве появляется первая специализированная детско-подростковая линия телефона доверия «Телефон доверия для детей и подростков».
1991 — организация Московского телефона доверия для детей и подростков на базе учреждения Департамента образования г. Москвы. В 1993 году была создана вторая линия, предназначенная специально для детей 5-12 лет. Служба работала до 2005 года и была закрыта в связи с ликвидацией учреждения.
1990-2010 — создание детских телефонов доверия в регионах Российской Федерации.
1993 — создание Московского объединения детских телефонов доверия, в состав которого входит 42 службы из регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
2003 — Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения представляет Россию в Международной Ассоциации детских телефонов доверия (CHI), которая объединяет службы 150 стран, ежегодно принимающие звонки от 15 миллионов детей и подростков по всему миру.
2004 — создание телефона доверия «Гаврош», специализирующегося на оказании помощи детям и подросткам, находящимся в ситуации насилия.
2007 — по инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения создана Российская ассоциация детских телефонов доверия. В работу Российской ассоциации вовлечены 285 служб из 69 регионов Российской Федерации.
2007 — Международная Ассоциация детских телефонов доверия выступила с инициативой проведения Международного дня детского телефона доверия.
2009 — по инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Российская Федерация присоединилась к празднованию Международного дня детского телефона доверия, который отмечается 17 мая.
2010 — впервые в истории российского государства по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введен общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 (звонок бесплатный).

Сегодня телефонам доверия для детей и подростков отведена особая роль, и на то существует несколько причин. Во-первых, эти службы становятся индикатором раннего выявления неблагополучия ребенка, а, следовательно, позволяют вовремя принять меры для ликвидации неблагоприятных последствий — от конфликтов в семье и школе до попыток побегов из дома и самоубийств.

Во-вторых, детский телефон доверия является одним из каналов, по которому ребенок может заявить о нарушении своих прав, не прибегая к помощи родителей и взрослых, от которых он зависит.

В-третьих, анонимное общение по детскому телефону доверия уже является видом помощи подростку в случае, когда у него потерян контакт с родителями и сверстниками. Консультант проживет вместе с ним сложную ситуацию, разделит и облегчит непонимание окружающих и, тем самым, поможет преодолеть чувство одиночества.

В-четвертых, детский телефон доверия дает возможность всем членам семьи в сложный период выйти из кризиса, не причинив вреда ребенку.

Международный день детского телефона доверия в Российской Федерации

Ежегодно, начиная с 2007 года по инициативе Международного объединения детских телефонов доверия, 17 мая во всем мире отмечается Международный день детского телефона доверия.

По инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и Российской ассоциации детских телефонов доверия в России с 2009 года также введено празднование Международного дня детского телефона доверия. Ежегодно все большее число регионов поддерживает эту инициативу, все больше специалистов служб детского телефона доверия по всей стране вовлекается в мероприятия, приуроченные к этому дню. Как следствие — все больше детей и взрослых в России выбирают телефон доверия как способ получения доступной, квалифицированной экстренной психологической помощи.